Экранизация 2015 года "Спутники" - это вторая знакомая мне экранная версия повести Веры Пановой, помимо классического фильма "На всю оставшуюся жизнь" (1975 год), пронзительно воспевшего песню с трагической мелодией, которая по праву стала символом скоротечной и бесконечной драмы нашей советской судьбы. Первая экранизация этой замечательной истории появилась на свет в далеком 1964 году.
За время просмотра сериала я боялась, что персонажи с коммунистическими убеждениями подвергнутся "перевоспитанию", как говорили бы тогда, и будут вынуждены униженно "рылом упираться в своё корыто". Но благосклонность судьбы обернулась к моему удовольствию.
Сериал затрагивает не только пространственный, но и временной аспект, поэтому персонаж партийного работника кажется прямым наследием Брежнева. Эта драма напоминает о том, как функционеры и номенклатура разрушили СССР ради "молока и хлеба", оставив после себя только разрушенную и разобщенную страну.
В сериале есть супруги, играющие роль номенклатуры тех времен. Но их персонаж также выполняет вторую функцию - они отвлекают огонь на себя и тем самым защищают опасного врага – "доктора" Белова. И действительно, его интеллектуальное прошлое кажется сомнительным из-за того, что он оставляет раненых солдат без медицинской помощи и врал четыре года всему коллективу о своем профессиональном качестве. Это же не саботаж? Разве он не давал клятву Гиппократа?! Ах, да и он тоже оказался лжецом! С детьми у него разругались из-за мозговой косточки! И с женой у него было разговор только о пшёнке. Это очень опасный враг.
Почему он не оказал помощи солдату, у которого зрачки не реагировали?! Возможно это было умышленное поведение. Речь идет о тех самоназначенных интеллектуалах, которые громче всех клеветовали на СССР, врали про репрессии и с подлизыванием себя к Солженицыну.
Советуем внимательно просмотреть эту драму.
Я хотел бы добавить некоторые подробности к своему первоначальному отзыву. Этот сериал наглядно демонстрирует лицемерное поведение критика советской власти Белова, которая с такой яростной виртуозностью атакует жёсткий подход властей, но при этом убеждённо настаивает на преодолении массового наркоза и прибегании к местному, когда раненый солдат переживает такую невыносимую муку, что для его спасения приходится привлечь целую группу помощников. Они должны удерживать его за руки, чтобы он не свалился с кровати от боли, а затем заявлять о том, что таким методами можно достичь желаемых результатов.
Отношение Белова и Данилова к массовому героизму вызывает сильнейшее впечатление - Белов делает замечание о том, что он уже привык к такой ситуации, когда все начинают величать его героем, но Данилов продолжает восхищаться этим феноменом и говорит о самом себе и других советских людях. Потому что для Белова людей нет в качестве личностей, а значит их боль тоже не имеет значения. А коммунист Данилов, наоборот, действительно любит людей! Для него важно человеческое благополучие и благосостояние.