Изысканный телесериал, вышедший из столицы Финляндии, Хельсинки, носящий наименование по названию одноименного микрорайона и переводяющийся с финского языка как «Лето скорби», является в высшей степени уникальным образцом экранного искусства. Финское кино занимает довольно редкую позицию на наших экранах, тем более, когда речь идет о телесериалах, но данный шедевр являет собой воплощение напряженного и захватывающего повествования, не оставляющего читателя (или зрителя) в состоянии полной безнадежности.
Хотя темп сериала можно описать как слегка неторопливый, он же является чертовски добрым, рассказывая о конце детства и невинности главного героя. Действие «Мунккивуори» разворачивается в 1980-х годах, создавая впечатление яркой и интересной истории роста, но в то же время приближая героев и зрителей к темным граням человеческого бытия.
Сериал из десяти частей переносит нас не только в Хельсинки, но и в 1980-е годы, запечатлев детство в его всех сложностях. В центре внимания находится Мирко, который переезжает со своими родителями (актрисой Лорой Бирн и актером Йоонасом Саартамо) в дом, где прошло детство матери. Подросток знакомится с соседи по двору – девчонками, известными своей болтовней и проказами, а также мальчишками, которые либо дерзки, либо робки или даже религиозны.
Из их разговоров и шепотков взрослых Мирко понимает, что под рукой пропал маленький ребенок. Это исчезновение переплетается с детскими играми и воображением героев, которое бушует, переплетающееся с городскими легендами и первыми экспериментами с сигаретами, алкоголем и даже наркотиками.
Ранние эпизоды представляют собой череду праздных летних дней. Временная шкала выстроена до изнеможения различными предметами и явлениями: здесь постер «Hanoi Rocks», кубик Рубика и рассыпанные леденцы – все это создает впечатление привлекательной ностальгии, скрывающей под собой крючок тайны.
Однако, малопомалу, по небольшим намекам дети и зрители начинают чувствовать, что под поверхностью скрывается что-то большее. Из темноты доносятся голоса, во тьме подвала что-то ядовитое, взрослые начинают ссориться друг с другом...
В самом начале сериала пожилая женщина, лежащая в постели, загадочно заявляет: «Теперь это происходит». Это утверждение напоминает о знаменитом сериале «Твин Пикс», где говорится: «Это происходит снова».
И что-то подобное есть и в этом сериале, даже не на уровне сюжета, а на уровне средств повествования. Воланен умело создает зловещую атмосферу с помощью угрожающего звукового ландшафта и застрявшей в пейзаже камеры.
В подвал ходить нельзя.
Но дети не слушаются взрослых.
В подвал ходить нельзя...
В мире телепроизведений часто бывает такое: одна страна сотворяет шедевр, а остальные либо завистливо смотрят на него, либо пытаясь повторить успех, терпят неудачу. И в этом случае финнами созданный сериал вышел просто великолепен! События разворачиваются в самом лучшем десятилетии 20 века - 80-х годах, периоде, когда мир был полон цветов и света. Этот возраст можно назвать "золотой" для телепроизведений, поскольку в этот момент талантов на экранах было предостаточно, а истории были глубокими и захватывающими.
Наверное, я несколько расстаюсь от реальности, но для меня это действительно лучшее десятилетие не только 20 века, но и всей человеческой истории. Возможно, причина в том, что мне было примерно так же, как этим талантливым малолетним гениям, когда мир вокруг был таким удивительным и полным чудес.
Подобное восприятие жизни у детей капиталистической Финляндии и СССР того времени оказалось чем-то действительно удивительным. На них сильно влиял быт и разговоры с кумирями детства - друзьями и родителями, а также тайные посвящения друг друга в тайны взрослого мира, включая знакомство с физиологией противоположного пола.
Но сейчас, в эру Интернета и смартфонов, я думаю, что людям будет весьма сложно понять причину того восхищения сериалом. Сказать по правде, они могут даже найти его нелепым, скучным и глупым. Но таковы были вкусы тогдашнего поколения, а не тех, кто вырос в интернет-эре.
Несмотря на это, я все равно считаю этот сериал абсолютной подборкой, а сам его создатель - гением, который сумел передать атмосферу того времени с такой уникальностью и правдоподобностью, что даже сейчас он будет вызывать положительные эмоции. И если честно, то только одна особенность его стоит критики - неполнота раскрытия образа главного героя, Урка. Этот персонаж был действительно уникальным и харизматичным, полным глубины и смысла.
Так или иначе, я все равно ставлю этот сериал на высшую оценку из 10. Его создатели сумели передать дух времени с таким совершением, что даже сейчас он не теряет своей актуальности, а главный герой оставляет у зрителя неизгладимое впечатление.