В дождливый ноябрьский день старший руководитель банка, одетый в скудную серую одежу, как бы спящий, неспеша направлялся на работу. И вдруг его зоркий взгляд упал на витрину маленького магазинчика, где на глазах у прохожих весело играл малолетний юниор. На мимолетной картинке разительная пропадь чрезвычайно важного аспекта взрослого человека виделось явным как в дождливой, так и ясной погоды: когда-то он был таким же беззаботным, игривым мальчиком, но теперь у него была лишь одна задачка - разбираться в серых буднях. И понял, что с течением времени потерял важную часть своего я, превратившись в большую серую крысу и теряя свою душу.
Но как только главный герой задумался над своим жизненным путем, он стал задаваться вопросом: «Зачем все это?», почему так важно собирать деньги, обретать власть и уважение в обществе, что еще нужно человеку для счастья? Искренний разговор с самим собой был его ответ на этот вопрос. Ведь, чтобы чувствовать себя счастливым, человек не должен быть рабом своих условностей. Экзистенциальный кризис, который подстерегает душу, научившуюся жить по шаблонам, - это тема, которую рассмотрел в своем фильме Юрий Соломин. Прекрасно сыгранная главная роль безусловно является достоинством картины.
Груз лицемерия – цепь, сковывающая всех, кто крутится в колесе обыденности. Как хорошо, что все остальные живут также, как и ты, скованные условностями и как плохо, что иногда появляются некоторые люди, способные преодолеть стыд и зачем-то нарушить заведенный порядок. Порядок, церемониал, традиции – разве мы не для того родились на свет, чтобы сохранить полученные в наследство от предков представления о жизни и морали? Ведь мир держится на этих столпах.
Чем потрясла картинка, которую увидел мистер Кэттл? Что заставило его вдруг проснуться от спячки? Искренний смех ребенка. Даже в дождливую погоду, когда на улице серо и уныло, детям хватает внутреннего света, чтобы искриться им и освещать все вокруг. А что у взрослых? Они тоже ведь смеются, но это совсем другой смех – злой, ироничный, саркастичный, насмешливый. Но если человек способен отыскать в глубине своего сердца внутреннюю силу ребенка, он еще жив. Он еще не превратился в двуногое животное. И какое счастье, что есть другие люди, которые понимают, что этот внутренний ребенок есть в ближнем. С таким человеком важно подружиться, чтобы вместе их внутренние дети могли бороться за свою дружбу против серых двуногих крыс.
Этот простой фильм небогат внешним антуражем, но это и не нужно. Ведь речь идет о внутренней жизни, внутреннем развитии, которое происходит невидимо, под покровом тайны в ограниченной капсуле нашего маленького внутреннего пространства. Съемки происходили подчеркнуто скромными средствами, практически в одной комнате, на одной улице маленького прибалтийского городка. Но атмосфера старинной чопорной Английской Традиции передана очень точно.
Актерский состав – все звезды! Корниенко, Яковлева, Витроган, Клюев, Вестник, Иванов. Советские актеры старой школы, среди которых трудно выделить кого-то особо. Безусловно, Соломин, в главной роли возвышается над всем действом, но в этом смысл, глубочайшая философия. Ведь и его герой внезапно возвысился над общей массой людей, понуро бредущих к последней черте земного существования.
Окончание фильма на хорошей позитивной ноте доставляет удовольствие. Фильм Юрия Соломина не зайдет глубоко ни в одну сторону жизни, но будет просто увлекательным и мудрым, без каких-либо чрезмерных обещаний или надежд на то, что он сможет изменить мир. Оно только будет просто увлекательным и мудрым фильмом.
Наверное, было бы не слишком преувеличением сказать, что рецензия с пренебрежительными отзывами в сторону Нелли Корниенко задела меня за живое. Хочу прямо сказать, что исполнение роли Делии Мун актрисой просто обворожительно. Когда я впервые увидела этот фильм 30 лет назад, я влюбилась в эту персонажку и до сих пор не могу от нее оторваться. При повторном просмотре «Скандального происшествия в Брикмилле» спустя десять лет у меня осталось прежнее впечатление, которое еще больше обострилось после того, как я узнала, что Нелли Корниенко снималась в кино и на телевидении сравнительно мало, но зато была ведущей актрисой в труппе Малого театра всю свою жизнь. Именно поэтому «Скандальное происшествие в Брикмилле» стал моим любимым фильмом.
Казалось бы, для роли Делии Мун актрису просто невозможно заменить на кого-то еще, и это не мое мнение, а мнение специалистов. В рецензии известного журнала говорится, что миссис Мун сыграла в этой истории решающую роль в судьбе мистера Кэттла. Для этого важной фигуры в мире чиновников и серьезного человека из уважаемого общества было просто невозможно представить жизнь без Делии Мун, когда она вдруг поняла, что не может больше жить как беспечный автомат. И наоборот, у мистера Кэттла вдруг открылось радостное и по-детски непосредственное восприятие жизни, которое в обществе вызвало испуганную осуждающую реакцию. Но если бы не чопорная женщина Делия Мун, неизвестно, чем закончилась бы эта история для мистера Кэттла. Быть может, он просто вернулся бы к обычному серому существованию, если бы в его жизни не появилась это замкнутая, на первый взгляд благопристойная женщина.
Например, первый выход Нелли Корниенко показывает, что строгая посетительница мистера Кэттла заметно выделяется на общем фоне. Ее демонстративной непроницаемость скрывает какую-то неординарность, которую мистер Кэттл смог разглядеть за внешними условностями.
Также и зритель чувствует, что под маской внешности у этой женщины скрыта подлинная жизнь. И вся дальнейшая метаморфоза для него становится логичной и закономерной.
Актриса умышленно делает акцент на своей героине, обосаживает ее среди прочих персонажей, подчеркивая ее душевное родство с мистером Кэттлом. Притягательная сила ощущения собственного достоинства так сильно проявленная в миссис Мун на самом деле является неотъемлемой частью актерского дарования Нелли Корниенко.
Ее естественная простота и подлинное благородство позволяют ей никогда не заигрывать с публикой, нет и тени кокетства в ее характере общения со зрителями читается уверенность и подлинное достоинство. Поэтому я не могу понять высказывание госпожи Аленкиной, которая позволила себе пренебрежительный отзыв в адрес Нелли Корниенко.
Просто посмотрите на ее работы в телеспектаклях «День рождения Терезы», «Заговор Фиеско в Генуе», «На бойком месте», «Средство Макропулоса», «Так и будет» и может быть тогда вы понимаете, насколько талантлива Нелли Корниенко.
Фильм Юрия Соломина "Скандальное происшествие в Брикмилле" вызывает разнообразные эмоции и ассоциации у его зрителей. Дебют этого известного актера на посту режиссера - событие, которое позволило ему раскрыть новые facets своего таланта.
В истории кино только двое человек смогли одновременно исполнить главные роли и полностью справиться с обязанностями режиссера: Орсон Уэддс и Чарльз Чаплин. Это означает, что для Соломина, будучи актером, было несложно принять на себя ответственность за художественное решение фильма.
Однако, несмотря на то, что игра членов съёмочной команды, включая самого Соломина, Эммануила Витрогана, Александру Яковлёву и Евгения Вестника, просто великолепна, режиссура фильма вызывает некоторую неопределенность. Фильм не показывают даже в телетрансляции, что является своего рода признанием того, что с его постановкой что-то не так.
Соломин здесь смотрится органично и изысканно, но как актер. На его фоне Нелли Корниенко выглядит весьма бледно, а игра Юрия Соломина непередаваемо прекрасна. Груз славы совсем не давит на него, и о его знаменитых ролях даже не вспоминается, когда видишь его на экране в образе мистера Кетла.
Работа над фильмом привела к некоторым непередаваемым моментам. Например, яркое солнце suddenly появляется на мрачном небосклоне дождливого ноября дня, а правостороннее движение в добропорядочной Англии вызывает странность. Но, глядя на эти нелепицы, почему-то просто умиляешься и говоришь себе, что это все несущественно по сравнению с тем, какую завораживающую атмосферу создают актеры своей игрой.
Возможно, глупо, но я благодарна человеку, который надоумил меня посмотреть этот фильм. Это необыкновенная кинолента со всеми достоинствами и недостатками (на мой взгляд, очевиден неудачный выбор актрисы для роли Миссис Мун и скудость изобразительных средств). Но в любом случае, этот фильм достоин большего интереса, чем к нему проявляют сейчас зрители.
Киноманы по достоинству оценят удовольствие от просмотра двухсерийного фильма, после которого у каждого пробудятся серьезные возвышенные размышления о жизненных целях, о мечтах и их воплощении, и неожиданно обнаруживающихся возможностях.