Начало нашего повествования со злая драматургии и обещаний невероятных событий не отменяется! Нам необходимо взять в руки экранизацию этого непобедимого произведения, написанного великим писателем.
Сначала о фильме. Первое, что бросается на глаза при начале просмотра - самая атмосфера сериала и тщательность подошли к ее воссозданию. Преобладание желтого оттенка там вовсе не случайно – он отлично согласуется с рукописью, где цветовой гамме уделяется особое внимание: ей отведена большая роль. Итак, грязно-желтый тон навевающий тоску и уныние, ощущение жары и духоты доминирует в атмосфере романа. Мне порой казалось, что съемочная группа с сантиметром в руках периодически заглядывала в книгу, измеряла каждое помещение (подъезд, улицу, дома), чтобы тщательно воссоздать обстановку.
Обрывки уличных разговоров, реплики, которые главный герой слышит бредя по городским закоулкам, становятся для него своеобразными знаками, подталкивающими его к совершению преступления или заставляющих сомневаться в его необходимости.
Герои сериала так реалистичны, что дух захватывает. любые разговоры звучат без пафоса и театральности, а персонажи подобраны исключительно удачно.
Мармеладов совершенная игра Кузнецова. Войдя в эту достаточно сложную роль, ему удалось избежать чрезмерной слезливости и представить своего героя многогранным и неоднозначным человеком.
Катерина Ивановна – ужасная женщина – именно такая, как и было задумано. Образы женщин в сериале (Душечка, мать Раскольникова, Амалия Ивановна, Настасья) представлены яркими красками, честно говоря, во время прочтения представить их воочию довольно сложно, создателям фильму это удалось.
Сонечка – абсолютный ребенок – только ее вид способен вызвать у зрителя шоковое состояние. И тем страшнее на этом фоне кажется ее жизнь.
Но к сожалению выделить для каждого персонажа хоть несколько слов не представляется возможным - лимит на мое выступление, увы, ограничен. А в сериале даже эпизодические роли достойны отдельного внимания.
Свидригайлов – один из самых любимых мною героев романа. Возможно Балуеву не удалось достать до третьего образного слоя, но второй ему явно удался - и это при том, что его персонаж терзает нешуточные страсти и окружающая чертовщина. Его даже не обязательно лицезреть целиком – посмотрите на его руки: холенные и изнеженные, они удивительно точно передают всю беспомощность своего хозяина, его разочарованность в жизни и непомерную усталость.
И очень обидно стало к концу фильма – финал явно подкачал. Духу не хватило или силенок? Раскаяние героя не впечатлило, равно как наиболее напряженная сцена романа – ночь пред последним преступлением - не вызвала у меня ни капли сопереживания.
Поминки Мармеладова исключительная сцена. В ней сумели показать все - и противостояние Лужина с Раскольниковым, и интриги первого, и вообще каждый гость сумел выделиться из массы.
И в довершение хочется порекомендовать этот сериал к просмотру абсолютно всем зрителям, даже тем школьникам, для которых творчество Федора Михайловича способно разве что в страшном сне присниться. Да и их преподаватели, не знающие, как донести до своих учеников некоторые моменты книги, наверняка почерпнут для себя что-нибудь полезное.
Ну, а если вы просто являетесь любителем качественных фильмов, то пройти мимо данного сериала будет просто преступлением. Правда, без наказания.
В моей литературной грамоте творчество Фёдора Достоевского было представлено исключительно в рамках школьного обложки, и то преимущественно по принуждению. Однако эта академическая осведомленность обернулась глубокой восхитостью перед великим писателем.
В первых сценах сериала мы знакомимся с Петербургом, в котором изысканная роскошь дворцовых парков и ансамблей соседствует тесно с неприглядной бедностью и разрухой. В какой-то момент я сталкивалась со возмущенными репликами по поводу утрированного неправдоподобия подобного соседства двух миров, но ведь это было так... Да и о жизни того бедненького люда (который в том числе принадлежал Раскольникову) уже написано немало в учебниках по истории.
Теперь перейдем к актерскому составу и его игре. Слов нет – все высказывания достойно. Правда, поначалу Владимир Кошевой в образе Раскольникова показался несколько неуместен (я его совсем другого представляла), но впоследствии своей игрой он сумел меня переубедить. Зибров, Кузнецов и Панин также превосходно справились со своей задачей. Кстати, Зибров так вписался в свой образ, что вызывал у меня физическое отвращение. Мармеладов потряс своим диалогом, а Порфирий Петрович будто сошел со страниц романа.
Женские персонажи также поразили своей великолепной игрой – и, в первую очередь, Яковлева. Сонечка (Полина Филоненко) получалась на славу, но данный персонаж, сыгранный Татьяной Бедовой в фильме 1969 года, на мой взгляд, смотрелся более впечатляюще. Минус Васильевой – мне показалось, ее героиня должна была быть горда и величественной, но на деле она выглядит наивной и слабой девушкой.
И в конце оставила своих любимых персонажей – Свидригайлова и Разумихина. Актерам Балуеву и Перегудову отдельная благодарность и крики «браво!». Сергей Перегудов сыграл бунтаря – бунтаря задорного, бойкого и очень отзывчивого – то есть того Разумихина, каким его видел Достоевский. Ну, и я, в том числе. А вот Балуев превзошел своего книжного персонажа – он сумел сделать его намного тоньше и глубже, добавив в образ трагичность и благородство. Более того, после этой игры я уже не могу воспринимать Свидригайлова как абсолютно мерзкого человечка.
Создателям сериала удалось совершить практически невозможное – воспроизвести рукописный текст на экране таким образом, что он не потерял смысла и своей гармонии. Чувствуется, что фильм создавался с любовью к зрителям и читателям. Правда, финальная сцена несколько подкачала, мне кажется, что некоторые люди смогут неверно интерпретировать перерождение Раскольникова. Но и этот маленький недостаток не сумел испортить общего впечатления от сериала – думается, что после его просмотра рука сама потянется к книжной полке.
10 из 10
Экранизации классических литературных произведений продолжают умножаться на экране, однако далеко не все они являются удачными адаптациями. В процентном соотношении действительно хороших творений наблюдается заметный упадок.
Сериал "Преступление и наказание" - это не просто хороший фильм, а истинное шедевро, которое сможет похвастаться исключительно высокой оценкой. После просмотра сериала невозможно не испытать желания вернуться к рукописному варианту и прочитать его вновь, руководствуясь новыми впечатлениями и эмоциями.
Фильм состоит из восьми эпизодов, количество которых обусловлено точным следованием тексту книги. Музыкального сопровождения в сериале не найдешь, но зато звуки, которые сопровождают события, тоскливы и глубоки. Однако музыка на начальных титрах потрясает своей глубиной и оригинальностью.
Актёрская труппа показала себя на высоте, каждый из них достойно получил "пятерку". Исключение составляет Владимир Кошевой, которого можно отнести к актерам с "пятью плюсом", поскольку он поставил высокую планку для остальных участников. Панин в роли Порфирия Петровича несколько нервозен, но этот штрих добавляет персонажу особый нюанс и сделал его более интересным.
Мармеладов (Кузнецов) сумел показать настоящее мастерство, оставив неизгладимое впечатление. Я отдельно упоминаю именно этих трех актеров, поскольку их персонажи меня наиболее поражают и запоминаются.
В общем, фильм произвел грандиозное впечатление (кроме его заключения), за что хочется выразить создателям искреннюю благодарность. Сериал "Преступление и наказание" - настоящее сокровище экранизаций и доказательство того, что классическая литература может быть превращена в шедевры, достойные высокого признания.