Величание российского режиссера Сергея Герасимова как создателя фильма-шедевра уже является веским аргументом для того, чтобы обратить внимание на эту киноленту. Вполне очевидно, что кто-то из зрителей может пренебрегать своим вниманием к этому фильму, но в случае повторного просмотра каждого эпизода открываются новые таврические горизонты, которые невозможно не замечать.
Петра Первого как героя фильма мы считаем знакомым с юности, знаем о его могучем росте и буйном характере, знаем и об его супруге Екатерине, которая впоследствии заняла российский престол. Но каждый раз, когда попадается его образ в прессе или на экране, он заставляет еще раз взглянуть на него по-новому, постараться понять с высоты 300-летия со дня его смерти, что возможно это и был тиран, но гениальный тиран.
Судьба Петра Первого оставляет много вопросов и непонимания. Кто-то считает, что он просто искоренял российскую самобытность и устои, положив их на плаху под лезвие заморского топора. Но никто не станет оспаривать, что вечный памятник Петру Первому – город на Неве, самым красноречивым образом говорит об обратном.
Санкт-Петербург стал гордостью великой державы, его дворцы и уникальная архитектура признаны во всем мире как образец высокого зодчества. Сюда следует добавить, что до Герасимова было снято несколько фильмов о Петре, но тот образ, который подарил ему актер Дмитрий Золотухин, не сравнится ни с кем.
Советская цензура строго придиралась ко всему, что выпускалось на экраны, особенно если дело касалось царей. На образ Петра все, же не смогли повлиять кардинальным образом, несмотря на то, что партия старалась принизить значение монархии в предреволюционные годы.
В фильме «В начале славный дел» - это самый реалистичный образ царя, где можно проследить его могучую жизненную силу и стремление вырвать страну из неповоротливых рук неповоротливых и жадных бояр. В этом фильме все актеры сыграли свои роли настолько безупречно, что каждая встреча даже в небольшой сцене или диалоге становится долгожданной.
Это я имею в виду то, что когда фильм просматриваешь не в первый раз. А для тех, кто упустил такой момент и каким-то образом или в силу своего молодого возраста еще не видел настоящий шедевр российского советского киноискусства, то от всей души желаю, как можно быстрее его посмотреть.
Фильм зрелищный, динамичный, с яркими персонажами. Он дает ощущение того, что ты тоже принадлежишь к этому государству, к этому народу, к этой истории.
Великий реформатор Петр Первый навсегда оставил след в российской истории как уникальная личность, обладающая исключительной силой характера. Как легендарный человек, он всегда находился в центре внимания и вызывал разные мнения: одни восхищались его гениальностью, другие критиковали его методы. Однако его завещанное наследие - величественный город на Неве - красноречиво подтверждает его исключительную мудрость и прозорливые замыслы.
Фильм Сергея Герасимова о Петре Великом справедливо можно назвать одним из лучших отечественных исторических фильмов, сияющими звездами на экране. Вспышка его «Юности» и продолжение в «В начале славных дел» собрали в одном кувшине талантливейшее актерское сообщество, которое даже при малой роли в кадре создает фильм по-настоящему убедительным и жизненно. Значительно чувствуешь, какую борьбу проделало Петру, чтобы проснуться спящая Россия во второй части фильма. Он так динамичен и трагичен одновременно, что такое сочетание становится причиной бесконечных дискуссий. В тот период времени непонятно - старался он подражать развитой Европе, уничтожая исконные ценности российского народа или показал, какое сильное государство он создал с таким царем в главной роли. Исторические факты говорят о том, что Петр не был благоприятно расположенной особью и ленивым главой государства. Ему не потребовалось работать самому с тридцатью ручьями пота при строительстве кораблей, но он это делал наравне с другими. Он не щадил ни себя, ни других, торопясь жить и только ради того, чтобы Россия стала сильным государством по тем меркам. И без сомнений ему удалось добиться этого.
Благодарное слово из уст - актеру Дмитрию Золотухину за то, что он так достоверно сыграл монарха в фильме, создав ощущение, как будто фильм игровой и снят в те времена, каким-то чудесным образом. Герасимову также удается передать характер Петра, его непредсказуемый нрав, жажду знаний и преобразований. Образы самых близких людей царя на тот момент - Екатерины и Мельникова заслуживают всяческих похвал. В то время сложно было бы сказать о Петре Первом, что «свита делает короля», он единственный человек, который не соответствует привычным образам монарших особей.
Дилогия Сергея Герасимова "Юность Петра" и "В начале славных дел" — это образцы исторического кино советского периода, которые оставляют аудиторию в полном восторге и подчеркнутной симпатии. Эти фильмы способны вызывать у зрителей бесконечное потрясение, позволяя им глубже проникнуть в каждый кадр и наслаждаться игрой талантливых актеров, а также задумываться над судьбой нашего Отечества. В основе сюжета лежит роман Алексея Толстого "Пётр Первый", который остался неизменным в своих исторических событиях и персонажах, но при этом был дополнительно расширен художественным своеобразием. Актерская игра на высоком уровне подчеркнута и привлекает к просмотру множество зрителей не только детям во время уроков истории, но и взрослым в своих свободных часах. Динамичное развитие действия, сочетание исторических событий с художественным своеобразием позволяет снять даже изюминку и ляпса, а все это увязывается с историческими фактами в произведении. Таким образом, можно сказать, что фильмы могут быть показаны даже на уроке истории детям, а в зрелые годы они продолжат радовать зрителей своим высоким качеством. В этих фильмах так хорошо передан дух петровского времени, что порой кажется, будто снимали скрытую камеру. Работа актеров просто превосходна и вызывает у зрителя чувство удивления от увиденного на экране. Действительно, в этих двух фильмах отлично проявил себя Николай Золотухин, сыгравший роль Петра Первого, который по праву можно назвать лучшим за все времена! Олег Стрижёнов также смог хорошо выразить чувство и игру своего персонажа князя Голицина. Так же нельзя не упомянуть Наталью Бондарчук в роли царевны Софьи, которая достойно сыграла роль сестры Петра Первого и была чрезвычайно убедительной в этой роли! Ее игра действительно тронула сердца зрителей и вызвала у них чувство сочувствия. Действительно, невозможно не отметить игру Олега Стрижёнова в роли князя Голицина, который сыграл роль соратника и верного друга Петра Первого, а также Наталью Бондарчук в роли сестры царевича Софьи. Действительно, невозможно не упомянуть работы Олега Стрижёнова и Натальи Бондарчук в этих двух фильмах, которые смогли так хорошо выразить чувство и игру своего персонажа.
История создания этого фильма, скорее всего, останется в истории отечества как один из наиболее совершенных образец кинематографического произведения эпохи социализма, когда все творческие усилия и финансовые ресурсы были направлены на создание высококачественного художественного продукта. В этом сериале буквально идеально everything - безупречная режиссура, операторская работа, игра актеров и костюмы, которые создали правдивую визуальную картину той эпохи. Сюжетная линия так прочно переплетается с историческими фактами, что даже самые азартные спорщики могут передохнуть и посмотреть этот фильм без предвзятости, воспринимая его как правдивый документальный отчет.
Фильм не лишен художественных вымыслов, которые не являются обязательными составляющими исторического произведения. Иначе это просто попадет в разряд документальных кинопродуктов. Но то, что видит зритель на экране «В начале славных дел», позволяет понять ту эпоху и четко разглядеть великого правителя, который был непредсожденным для многих историков и ученых того времени.
Это продолжение знаменитого фильма о Петре из серии «Юность Петра», первый фильм которой создал прославленный Сергей Герасимов. Оба этих кинопродукта являются безупречным примером того, как нужно снимать и преподносить кино, чтобы удерживать внимание зрителя от первой минуты до последней в непрерывном волнении.
Безсомнения фильм заслуживает высшего балла 10 из 10 даже по прошествии 30 лет с момента его выхода на экраны.