Фильм Андрея Курейчика "Выше неба" стал первым независимым полнометражным молодежным картином Беларуси с 2003 года. Его создание стало возможным благодаря гранту от ООН, а в его основе лежит стремление привлечь внимание к проблемам молодого поколения.
Серия собрала талантливый состав из Леонид Пашковский, Олеся Грибок, Оксана Чивелева и других. Игры актеров были на самом высоком уровне, что создало реалистичные образы персонажей.
Но не все прошло гладко с проектом. Конфликт между авторами и заказчиками - ПРООН привел к тому, что официальная премьера так и не состоялась. Полная версия фильма появилась в интернете. Этот конфликт был связан с политической цензурой, поскольку социальная реальность Беларуси не всегда была представлена комфортно, а также присутствовали персонажи и музыкальные произведения, которые находятся на "черных списках" государственной прессы.
Политическая цензура отразилась на судьбе картины, когда чиновники ПРООН отстранили команду от монтажа и озвучивания фильма. Общественность была привлечена к конфликту, который все же не смогло остановить успех серии.
"Выше неба" получили признание на международных кинофестивалях и были отмечены рядом наград. Фильм также является хрустальным примером того, как музыка может быть использована в качестве ключевого элемента в создании атмосферности в картине.
Фильм "Выше неба", созданный талантливыми белорусскими кинематографистами, является истинным новаторством в мире кино. Этот фильм стал глотком свежего воздуха, обнадежившим словом для нашего маленького, но гордого края.
Режиссер снял картину с претензией на реализм, что дало зрителю впечатление, будто действие происходит прямо за его окном или за его дверью. Это действительно реальность без прикрас и грима, без купюр и масок.
Сценарий фильма продуман с точностью до миллиметра, нет лишних декораций и реплик. Выверенные детали создают неповторимую атмосферу на протяжении всего фильма. Искренний показ политических и социальных реалий может быть понят только тем, кто хорошо знает историю своего народа.
Детали, о которых я говорю, могут быть самыми разными: от Виктора Мартиновича в эпизоде с преподавателем до четверых "хулиганов-сквернословов" в участке у Мицкевича-старшего. И даже репортаж о судебном разбирательстве по делу Беляцкого может не быть очевидным для каждого зрителя.
Засветиться смог даже клавишник минской группы Martin.S., создавая иронию в сцене с Виктором Мартиновичем. Саунд фильма весьма современен и оригинален, что делает его неотъемлемой частью восприятия картины.
Эпизоды с бабушкой вызывают особое впечатление, когда она рассказывает о смерти и жизни, а также сцена с врачом и констатацией смерти Юли. Красота, шарм и обаяние этих героев заставляют зрителя сосредоточиться и задуматься.
Для меня этот фильм стал глотком свежего воздуха. Он дает надежду на будущее белорусского кинематографа, не говоря уже о других картинах, таких как "Оккупация. Мистерии" или "Инсайт". Этот фильм просто даёт надежду.
Художественная лента "Выше неба" не головоломка, а скорее уравнение: найди неизвестное, вычисли корень, сделай замену - и вот оно, искомое! Я рада за профессиональный рост белорусского кинематографа! Огромное спасибо!
Если бы вокруг этой киноистории не разразился ошеломительный шум, я, возможно, даже и не подумал посмотреть ее. И все-таки мне не очень нравятся долгие сериальные истории - они излишне затянуты и тянутся еще дольше, чем нужно. Поэтому некоторые искусственные "запретные" эпизоды, демонстрирующие подчеркнутую бескомпромиссность, совсем не противны мне, поскольку точно попали в цель и сумели запечатлеть внимание зрителя.
В этом фильме все совсем не так, как могло бы показаться на первый взгляд. В нем нет истории о Никите, нет истории о СПИДе и музыкальной группе, а вместо этого идет рассказ о современной Беларуси! Это был неожиданный поворот - никто не ожидал, что история будет так подчеркнута местный реализм. Сценарий "Выше неба" был написан в таком духе, как если бы он писался с натуры! Несмотря на много поразительных и странных фактов, мы можем наблюдать местный реализм.
По ходу всего фильма авторы буквально приветствуют участников белорусского контекста. Дух этого киноочерка чем-то напоминает наши отечественные сериала. Многие эпизоды излишне затянуты - этому я боялся больше всего. Музыка написана не очень удачно, она никак не гармонично сочетается с происходящим на экране. Герои очень странно общаются друг с другом - порой кажется, если закрыть глаза, перед нами не простые жители, а какие-то всемирно известные литераторы.
Отдельного внимания заслуживают актеры. Я почти везде поверил Никите, его маме, необычному наркокурьеру, которого можно опознать даже по внешнему виду, Яне и Оле - они сыграли практически безупречно. Только сомнения вызвал отец главного героя - он какой-то неестественный. Периодическое появление минских знаменитостей в кадре, кроме финальной сцены с монтажником-Куллинковичем, никак не скрасило картину.
Сериал "Выше неба" имеет свои недостатки, которые стоит учесть. В общем и целом, можно заявить, что эта кинолента - одна из лучших в новом белорусском кинематографе.