В то время, когда в пятнадцатом веке краски считались почти недоступными ресурсом, даже в столь блистательном городе как Флоренция их можно было купить только с огромным трудом. И все же, это не была просто проблема качества красок или затратность процесса их изготовления. Цена краскам создавалась также и теми материальными средствами, которые доставлялись из далеких уголков мира.
Первоначально аквамариновую основу добывали в местах, где постоянное присутствие рыбы создавало атмосферу чрезвычайно неприятного запаха. Вторично лазурит привозился таким долгими путями, что его можно было назвать "материалом из за тридевять земель". На верблюдах по караванному пути доставлялся этот материал нужным людям. Кстати, своим непохожим на розу запахом лазурит не отличался от верблюжего навоза.
Третье и наиболее редкое минеральное средство - метациннабарит, которое использовалось в производстве красок, еще больше усугубляло все сложности. Добытый им был такой "волшебный" аромат, который бы никто не посчитал для города Флоренции уместным.
В таких условиях стоимость красочных средств достигала невероятных высот. Но это еще не было концом всех проблем. Люди покупали краски не только для их качества, но и потому что они стояли совсем немало. В таких суровых условиях сложно было себе представить как Леонардо да Винчи сможет создать свою "Мону Лизу".
Аналогично, сегодняшний кинематограф часто оценивается по стоимости производства и бюджету фильма. Но не все зрители придают значение таким факторам. Многие из них ходят на блокбастеры только ради спецэффектов.
Однако в случае с классикой, как например "Война и мир", кинематографисты ставят совсем другие задачи: их фильм должен быть не просто показательным примером дорогого производства, а настоящим художественным произведением, обладающим высотой искусства.
Я не могу оказаться слишком сентиментной, но я признаю правду: экранизация Сергея Бондарчука "Война и мир" - это лучшее воплощение великого романа-эпопеи Льва Толстого! После просмотра всех четырех частей я решила написать свой отзыв. Мне очень понравилось, что Бондарчук не стремился ввести какие-то новые идеи и вместо этого следовал сюжету книжного оригинала. Перед тем как смотреть фильм, я перечитала весь роман, чтобы быть готовой к изучению экранизации. Я не хотела читать роман после просмотра фильма, потому что давно изучала его и боялась пропустить какие-то детали.
Но теперь я уверена, что была готова к изучению фильма. Если честно говоря, передать словами тот восторг, который я получила от чтения книги и от просмотра фильма, я просто не могу! Я не понимаю тех людей, которые твердят, что роман нудный! В самом начале, быть может, нас автор только вводит в курс дела, но потом история раскрывается в полном объеме.
В фильме, особенно в третьей и четвертой частях, очень много времени уделено батальным сценам. Они еще в романе казались масштабными и яркими, а на экране выглядят просто потрясающими! И тут дело не в деньгах, потраченных на съемку. Только мастерство режиссера, операторов и актеров! Да и для того времени, когда снимался фильм, сотворить подобные сцены было практически нереально!
Бондарчук показал себя с лучшей стороны, за что и получил славу! К сожалению, его сын Федор не сумел пойти по стопам отца. Такое ощущение, что он не понимает, как нужно снимать фильмы. У Федора получается невнятные кинокартины, о которых не скажешь "вау!". Именно поэтому Бондарчук-младший решил пойти по легкому пути и снимать блокбастеры, боевики, пичкать свои фильмы массой спецэффектов, наделять их глупым сюжетом и придумывать пустых героев.
Вернемся к "Войне и миру". Актеры, безусловно, сыграли великолепно свои роли. Однако, мне кажется, что Тихонов все же для Болконского слишком зрелый. Немного не таким я его представляла, когда читала роман. Мне хотелось видеть парня, но Тихонов был другим. Я и к нему привыкла. Вместе с ним играли не менее замечательные актеры. В то время была своя плеяда, которая могла исполнить любые роли!
Никому из зрителей того времени не хотелось видеть новую ленту вместо классического фильма о войне и любви. Обидно! Фильм прекрасен во всех ракурсах! Классика, которую должен увидеть каждый! Смотрите и вы поймете, о чем нам хотел сказать Л.Н. Толстой.
По сути, это не просто фильм - это произведение искусства, которое пережило время и остается актуальным до сих пор. Каждая сцена, каждый кадр, каждое слово говорит о том, что это действительно классика, которую нужно обязательно увидеть. Если вы еще не видели этого фильма, то вы упустите шанс познакомиться с одним из величайших произведений русской литературы и искусства.
Я думаю, что будет неправильно сравнивать эту кинокартину с последующими попытками экранизации от современных режиссеров. Я уверена, что разница будет очевидна! Я ничего не хочу в этой рецензии говорить о зарубежном фильме - плакать хочется от такой бездарной постановки.
Как же вы не поймете, любой фильм, который бы не поставили по романам наших писателей за рубежом, не будет полноценным. Для того чтобы поставить такой фильм, нужно понимать русскую душу, поступки которой не поддаются никаким законам. Я иностранцу это очень сложно.
Когда они видят русского человека, в голове у них только пара слов: «Матрешка, водка, зима, медведь
» Обидно! Итак, если вы хотите увидеть настоящее искусство, которое действительно способно пробудить ваши эмоции и заставит задуматься о жизни, то смотрите "Войну и мир" Бондарчука. Это классика, которую должен увидеть каждый!
Новейшее поколение, обладающее развитой осведомленностью о культурном наследии и мировом кинематографе, должно оценить ценность данной картины в культурном плане и для кинематографа. Мне хочется ответить оратору выше, который заявлял, что некоторые сцены поистине гениальны. Так и есть! Чего стоят только великолепные постановки битвы под Аустерлицем и Бородинского сражения! Понимаешь, какой титанический труд совершили создатели, ведь они все это творили в живую, а не на мощных устройствах рисовали графику. Просто перед такими людьми хочется снять шляпу и поклониться в ноги за такой шедевр. Мне кажется, что, если бы Лев Николаевич увидел эту экранизацию, то ему несомненно бы полюбилось новое представление его истории.
Ну а вообще, давайте подумаем, как можно не полюбить этот сериал? Пусть даже актриса Савельева не такая черноглазая, как реальная Наташа, и чрезмерно экспрессивная, но другой актрисы в роли Наташи видеть я уже не хочу. Тихонов же играет более сдержано, с чувством, толком. Можно согласиться с мнением режиссеров, что это не идеальный Андрей, которого бы хотелось изобразить, но образ созданный Тихоновым уже так полюбился, что другого Балконского знать не хочется. То же самое скажу и о Анатолии, и о Болконском-старшем, и о его сестре, и всей семье Ростовых. Элен получилась героиней, которая вызывает у многих подозрение. Интересный ход. Как-то раз наткнулся на комментарий на одном из киносайтов, что роль Элен отлично бы сыграла Беата Тышкевич. Не могу ничего сказать о том, как сыграла бы Беата, но вот лицо у нее действительно "эленовское". Но режиссер сделал свой выбор и не нам его судить. В любом случае надо его поблагодарить за тот труд экранизации такого объемного романа с огромным количеством побочных персонажей и сюжетных линий. Но режиссер все-таки позволил себе маленькую слабость и подарил небольшую роль супруге. Все-то напали еще тогда на Бондарчука, забыв, что еще двумя-тремя десятелетиями раньше это практиковалось повсеместно. Вспомним Орлову и Александрова, Ладынину и Пырьева... Также не все довольны Пьером в исполнении Сергея Бондарчука. Понять не могу на чем зиждется сие недовольство, но мне его трактовка Безухова показалась более, чем правдивой. И по фактуре он вполне подходит, вопреки мнению некоторых зрителей.
Отдельно хочется поговорить о музыке, которая была написана к фильму. В первую очередь, это потрясающая, пронзительная, мелодичная, тонкая главная тема, которую создал Овчинников. Она прекрасна, она всегда на слуху, она сжилась будто со словами "Война и мир". Мы ее слышим сквозь все сцены фильма. Музыка, подобно титаническому труду режиссера, стала неотъемлемой частью этого шедевра.
Наконец, я должен отметить, что этот фильм я отнесу к списку своих самых любимых. И помещу на полочке с теми, что называю киношедеврами. Проведя время со мной, этот сериал поможет мне понять все то, что нам пытался сказать великий писатель.