В далёком прошлом я имела удовольствие наблюдать за британским сатирическим телесериалом «Да, господин министр», который завораживал аудиторию в течение трёх сенсационных сезонов с 1980 по 1984 год. Однако, к моему изумлению, оказалось, что полную версию этого шедевра я у себя дома на дисках не имела, и теперь, когда я нашла его, я благодарна за эту возможность пересмотреть классику. Хотя с течением времени этот сериал сохраняет свою актуальность, поскольку бюрократия и демагогия, похоже, являются вечными составляющими человеческого общества, а потому непрестанно развиваются, все же визуализированная в нем картина кажется чрезмерной. Хотя сериал снимался в Англии, я должна признать, что британцы умудрились превратить эту тему в уникальное изобретение, которое переворачивает классические представления о бюрократии на своих головах.
Сериал «Да, господин министр» знаменит своей триумвирцией главных персонажей - Джимом Хэкером (Пол Эддингтон), министром административного министерства, Бернардом Вули (Дерек Фоулдс), его личным секретарем, и сэром Хамфри Эпплби (Найджелом Хоторном), постоянным заместителем министра, который уже отработал три десятилетия на этой должности. Удивительное то, что система власти в этом министерстве построена так, чтобы министры менялись, но бюрократический персонал оставался неизменным. Таким образом, секретари и заместители министра переживали несколько главных министров за свою карьеру. Сэр Хамфри Эпплби, как выразительно заметил, прослужил на этой должности уже три десятилетия, поэтому его профессионализм в области бюрократической игры дошел до совершенства.
Новенький министр Джим Хэкер оказался человеком весьма неплохим поначалу, хотя и не имел особых навыков для управления подобными делами. Однако, на счастье для него, всегда есть кто-то, готовый ему помочь. И в этом случае, этот кем-то оказался Сэр Хамфри Эпплби, который фактически управлял министерством, а не его главный министр. Временами Джим пытается отыскать пути реализации своих идей, но все же подчас они были не на своем месте. Однако со временем и он осваивает некоторые бюрократические хитрости.
Наверное, вы можете подумать, что в подобном сюжете может быть что-то интересное, да? Хотя это правдой, поскольку многие высказывания буквально переворачивают классическое понимание бюрократии и диктатуры. В частности, я была поражена выражением «- Вы хотите сказать, что политики — организованная преступность?
- И неорганизованная тоже». Неплохой сатирический эффект в каждой строчке этого сериала.
На мой взгляд этот телесериал получил большую популярность и после его завершения был выпущен продолжение под названием «Да, господин премьер-министр», написанный на эту книгу Джей Энтони по сценариям с Джоном Линном.
В мир политических интриг и фарсовый спектакль парламентского театра влезает не только комедийная, но и остроумная драма, обогатив путь к победе нравственно тонкими подвигами лидеров. Идеальное сочетание юмора и сатиры в представлении политического мира, где игры власти часто переходят в трагикомедийные сцены, а политические пирамиды подтачиваются непримиримыми интригами.
Эксклюзивная британская хроника, демонстрирующая «подковерную войну» и уродливые нравы политики. Политические манипуляции и атакующие кампании политиков, которые часто оборачиваются неожиданными контратаками. Вся эта сценическая картина создана не только для веселья, но и прежде всего для острого понимания нравов власти.
По воспоминаниям приближенных, этот политический сатирический фильм считался одним из самых любимых у Маргарет Тэтчер, премьер-министра Англии. Сериал демонстрирует тонкое понимание игр политической власти и непривычный взгляд на сложности парламентского театра.